Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Алексей Жемчужников: «Я счастлив, что участвовал в такой стройке»

27 августа 2014 года, 23:32
Рубрика: Общество.

В канун 40-летия Черемушек мы вновь хотим обратиться к истории поселка – к самому его рождению. Сложить отдельные кусочки мозаики из воспоминаний одного из первых жителей поселка, человека, долгие годы стоявшего во главе Черемушек, - Алексея Жемчужникова.

Конечная станция – Саяны

В Сибирь из солнечного Казахстана, где он тогда жил и работал, Алексей Андреевич попал в марте 1967 года, вдохновленный, как и многие, статьей  Василия Качесова «Стройка без палаток».

Палаток и впрямь не имелось. Когда студент Жемчужников приехал на место нынешних Черемушек, там был лес, метеостанция, дом лесника (на месте магазина «Шишка»), несколько старых срубов – и вагончики, привезенные в октябре прошлого,1966-го, года начальном 4-го участка Саянгэсстроя Виктором Усачевым: их доставили по воде баржами и выгрузили на то место, где сейчас под мостом находится котельная. Жители этих вагончиков – рабочие и их семьи – собственно, и были первыми жителями Черемушек.

Однако до этих благ цивилизации еще предстояло добраться. Из Темиртау Алексей Жемчужников прибыл в Абакан, оттуда часа четыре трясся на автобусе до Майны. Прибыл в поселок 7 марта, переночевал две ночи в местном общежитии №53, а после праздников пристроился в грузовике-«колхиде» и так добрался до будущих Черемушек (самого поселка, по сути, еще не было, а  имя ему уже было придумано – еще первопроходцами-изыскателями в начале 60-х).

- Ехали часа два,- вспоминает Алексей Андреевич,  - потому что дорогу еще отсыпали, работали экскаваторы, бульдозера… Строительство шло самое настоящее! Мы приехали на площадку в десять часов. Там я поговорил с Виктором Ивановичем Усачевым, и он сказал, что возьмёт меня на работу электриком. Я в тот день и по лесу успел походить – там, где сейчас автобаза такой лес стоял!..

Получив гарантии от будущего начальства, Алексей Жемчужников слетал обратно в Казахстан, уволился на прежнем месте работы и 25 марта уже был в Саянах и вышел на работу в должности электрика. За собой на новое место перевез мать, жену и детей: пятилетнюю дочь Татьяну и годовалого сынишку Андрея. С этих пор, по его же собственному признанию, и ведется отсчет биографии Алексея Андреевича в Черёмушках.

Правда, начиналось путешествие семейства не слишком весело, и весь переезд сильно смахивал на авантюру.

- В Абакане встретил своих с самолета, привез на автовокзал - деревянный, весь заплеванный, закуренный… Мать говорит: «Ты куда нас привёз?!». Мы же жили в центре города, в двухкомнатной квартире - все оставили! Я им говорю: «Да подождите вы! Сейчас 130 километров проедем, подъедем к Енисею, все увидите: тайгу, горы, красоту эту!».

Добрались-таки до Майны, там в общежитии им предоставили комнату, а спустя две недели Усачев выделил прибывшей семье Жемчужниковых полвагончика.

- Вход, прямо - маленькая кухонька, - описывает планировку своей первой саянской «квартиры» Жемчужников. - Там четыре полки были сделаны, я мастерю еще одну, раскладную, чтобы мы с женой вместились, на соседней полке внизу спит мать, на верхней - дочь, еще на одной полке – радио, которое мы привезли из Казахстана. Сынову кроватку выносили, а на ночь каждый раз заносили снова. Так и жили впятером.

Мать моя была женщиной с юмором. Утром всегда спрашивала: «Какая у нас сегодня станция?!». Мы же в вагоне, на полках!..

Чем спасался?.. Красотой этой, воздухом, лесом. В Казахстане жили в степи, а здесь тайга, грибы, ягоды. После работы сразу пойду в Солонечный лог и приношу домой трёхлитровый бидончик малины! Мои-то ее прежде и не видели. А там глядишь - и кислица пошла. По Таловскому логу, где свалка была, вверх по чернику ходили, по бруснику. И море грибов! Там, где автобаза, был бор, в этом бору росло столько грибов! Я все это богатство в дом приносил и тем спасался он нехороших разговоров.

«Этот город деревянный на реке…»

На левом берегу в то время стояло бетонное хозяйство (там, где сейчас склады СШ ГЭС), и супругу Алексея Андреевича Нину Петровну пригласили туда на работу – она была мотористом бетонного хозяйства, при ее участии пускался бетонный узел.

Только-только начала работать легендарная столовая «Белочка» - прежде строителям приходилось обедать в столовой Мостоотряда, строившего мост через Енисей (к слову, Алексей Жемчужников участвовал в спасательных работах в декабре 1967-го, когда недостроенный мост рухнул, и множество людей оказалось в ледяной воде. Подробнее об этом событии можно прочитать здесь: http://cheremushki19.ru/news/201311227734.html ); стали появляться первые деревянные дома.

- Четыре дома по 12 квартир… - вспоминает Алексей Жемчужников. - Когда сдавался первый дом, мне дали там двухкомнатную квартиру на первом этаже. 23 квадрата. Там был магазин «Ручеек». Эти дома располагались по дороге на нынешнюю Вторую террасу. Один из них домов до сих пор стоит - двухэтажное здание бывшей школы.

- На территории «Белочки», -рассказывает Жемчужников, - стояло небольшое деревянное рубленое здание магазина, мы прозвали его «Бурундучок», там работала «бурундучиха» Лида Букреева. Всем давала продукты под запись, в долг. А как уедет на выходные (она жила на Лесозаводе в Майне), мы оставались без ничего. Если мужики соберутся выпить - пешком в Майну. Часа через четыре появляются, водку приносят!

Ни аптеки, ничего не было. Благо, жена у меня запасливая, все медикаменты у нас всегда имелись, к нам как в аптеку ходили. Позже, когда построили здание механических мастерских на базе бетонного хозяйства, открыли и медпункт…

Что касается детского сада, то он не сразу обзавелся собственным зданием, поначалу садик находился в… вагончиках. Но детей это ничуть не смущало, если судить по их уже взрослым воспоминаниям и старым фотографиям с улыбающейся детворой. Раздолье кругом и красота!

- Не знаю, как называлось займище, на месте которого вырос поселок, - говорит Алексей Андреевич, - все звали его Черёмуховым, потому что столько черёмухи здесь повсюду росло! Черемуховый ручей мы отводили, а раньше он шел прямо через место, где стоит здание Красноярскгэсстроя: от фонтанов идёт вода - вот это старое русло Черемухового ручья.

Место, где теперь ОРУ-500, - это Карлов лог. Там стояло три дома, жил Карлов, лесничий или кто-то вроде того. Это место так и называли: Карлова заимка.

Когда начали закладывать первый панельный дом (№8), сюда дорогу пробили. Мы на перекрёстке нижней дороги (верхней вообще не было) на отвороте сюда, на дома, поставили небольшую деревянную стелу: примерно между нынешними 12-м домом и 11 «а».

Виктор Иванович Усачёв пришёл, когда ее надо было открывать (ну какое открытие - собрались бригадиры, я да он), и мы написали на стеле «Черемушки». Так и стояла она долгое время…

Вот старая фотография. Первый для семьи Жемчужниковых Новый год на новом месте: с 1967 на 1968-й. Перед тем как переселиться из вагончиков в новые квартиры, обитатели вагончиков украсили свой «двор»- поставили на улице наряженную елку, которая, к тому же, еще и крутилась!

- Это, - показывает Алексей Андреевич на фото, - пожарный Лёша Попов (у нас была деревянная пожарка - там, где стоит котельная) с супругой, Плитин - сторож с Пойлова, вот Карцевы, Малины, Поповы, Лунёвы (он крановщик, она изолировщица), мы с женой… Мы собрались вместе встречать Новый год, а на следующий день, первого числа, пошли в гости к Пойлово. Весело было!..

Новый статус – новые заботы

Жемчужников успел поработать инженером по технике безопасности, председателем профкома, восемь лет трудился на участке Саянгэсстроя, потом в СМУ-2.

Общительного и активного Алексея Жемчужникова быстро избрали в местком, потом в партком. Вскоре как раз было принято разукрупнить Майнский поселковый совет, к которому тогда относились Черемушки.

- Здесь работала депутатская группа Майнского поселкового совета, - рассказывает Жемчужников, - и Трашин Владимир Петрович, инженер Гидроспецстроя, был избран первым ее председателем. А потом, 30 октября 1974 года, вышло это постановление о том, чтобы выделить Черемушки из состава Майнского поссовета и считать самостоятельным рабочим поселком.

Алексей Андреевич же возглавил поселок в 1975-м (в год, когда Саяногосрк получил статус города; к слову, в свое время Саяногорском хотели назвать нынешние Черемушки). И по 1990 год включительно Жемчужников был бессменным  председателем Черёмушкинского поселкового совета.

- В 75-м у нас на балансе значилось инфекционное отделение (сама больница ещё строилась) и школа. А принадлежали мы Бейскому районному совету, туда, в Бею, я и должен был ездить на планёрки. Транспорта не было - на автобусе рано утром уеду, а вечером возвращаюсь. Финансирования толком никакого, приходилось мотаться то в Бею, то в Абакан – деньги выбивать. А как иначе? Учителям надо в отпуск идти, а зарплату платить нечем. Мотался туда-сюда, чуть ли не до 1 января 1976 года. Потом уже привез в Бею заведующего финотделом из области – он им хвоста накрутил! У меня деньги лишние оказались на конец года, девать некуда!..

В 75-м же году управление строительства возглавил Станислав Иванович Садовский.

- Это талантливейший руководитель! – говорит Жемчужников. – При нем  стройка забурлила, развернулась так, что ой-е-ей! Он принимал самое активное участие в жизни поселка. При его поддержке мы взялись за благоустройство, к нам приезжало множество делегаций: самые знаменитые писатели со всего Советского Союза, звезды эстрады (Людмила Сенчина, например), актеры – Федор Чеханков из Театра Советской армии…

 - Приехал Садовский, - рассказывает Алексей Андреевич, - видит: население поселка растет, дома сдают, а порядка нету нифига. Вызывает меня и говорит: «Мэр, давай создавать поселковое отделение милиции». Я: «А кто же разрешит-то?» - «Добьюсь». Поехал в край, привёз оттуда одного генерала и двух полковников милицейских краевого подчинения. Посадил их в кабинете, говорит: «Мужики, посмотрите, что делается, стройка кипит, столько людей, столько детей! Нам надо срочно делать поселковое отделение милиции. В городе есть отделение, но это далеко, нас не устраивает»… В общем, выбил сразу 15 штатных единиц на отделение милиции: и участковые, и постовые, и начальник, и зам. Это был 1978 год.

Садовский обязал меня бывать на штабах каждое утро - докладывать обстановку в посёлке. Первому давал слово. Штабы проходили в здании УОСа или в вагончике, который был специально поставлен. Присутствовали все субподрядные организации, и меры принимались очень оперативно.

Еще одним совместным детищем Жемчужникова и Садовского стал парк аттракционов, работавший некогда в Черемушках: тут были и качели-карусели, и колесо обозрения. Даже бассейн планировали сделать. Но не успели. А в 90-х все это передали в частные руки и понемножку развалили…Но это случилось потом.

- Когда перекрыли плотину, и скалу надо было зачищать от пыли и грязи, рабочих не хватало. Так Станислав Иванович устраивал субботники. Говорил всегда: «Председатель, тебя это тоже касается, весь свой гарем вывозишь на автобусе на плотину и работаете». Мы выезжали туда на зачистку скалы. Он вместе с нами. Поработали – пошли на обед в столовую, Садовский поблагодарил нас, попели песни и разошлись. Вы знаете, такая жизнь была дружная!..        

Он мне посоветовал в свое время закрепить все дома за организациями (например, над 13-й домом шефствовал  Гидроэлектромонтаж, 42, 43, 44 и 45-й дома были закреплены за УОСом). Ограждения, благоустройство, покраска, оборудование детских площадок – все это делалось за счет предприятий. Конечно, тогда работать было проще, чем сейчас: сейчас никто ничего не сделает, пока не заплатят. А тогда все на энтузиазме.

В поселке столько было детей, молодежи! Двенадцать тыщ населения, когда пускали агрегат. Под каждым балконом столько колясок! «Мотаня» приходила из Саяногорска полностью забитая, автобусов приезжало – куча. На стройке работало более 15 тысяч человек.

Жизнь кипела! Железную дорогу пустили, второй бетонный завод работал - 960 тысяч кубов в год производил. Постоянно шли соцсоревнования. Развернули Содружество между 28 предприятиями Советского Союза и стройкой, заключили договор, по которому со всех заводов к нам поступало все в первую очередь и наивысшего качества.

А в поселке в 1979 году родилось столько ребятишек, что мы заняли первое место по Союзу по рождаемости. Мне за это дали машину «ноль первую» и оклад 240 рублей (смеется). Присвоили звание как победителю соцсоревнования, потом звание ветерана труда.

В 1984 году мы занимаем третье место по Красноярскому краю среди поселковых советов по соцсоревнованию…

А в 1990-м году на выборах Алексея Жемчужникова обошел Николай Николаенко, который и стал во главе поселка на следующие несколько лет. Алексей Андреевич не доработал пары месяцев до «круглого» 15-летия своего председательства. Но в поселке и на станции его знали и уважали, поэтому без работы он не остался: еще 12 лет проработал СШ ГЭС на ремонтно-эксплутационном участке – сначала мастером, потом старшим инженером. На пенсию вышел в 2002 году.

Поначалу занимался садом-огородом, потом отдал участок младшему сыну Петру. Петр, третий ребенок в семье, родился в 1970-м, в этот год как раз отмечали 50-летие ГОЭЛРО.

- Прихожу на работу, - рассказывает Алексей Жемчужников, - женщины спрашивают: «Кто у тебя?» - «Сын!» – «Как назвал?» – «Гоэлро Алексеевич», - говорю. Они как ахнули. Три недели их мурыжил, пока не признался, что Петром назвал (смеется).

Оба сына живут теперь рядом с Алексеем Андреевичем, дочь уехала в Норильск. У Жемчужникова-старшего двое внуков и двое правнуков.

- Такая вот моя биография, - улыбается он. - Я счастлив тем, что я на такой стройке побывал, с  такими руководителями поработал. Хорошее было время.

Гость3

Видимо есть необходимость более внимательно относится и к таким людям, и к самой истории поселка. Негодится вспоминать о них в знаменательные даты, надо знать о них самих и делах ихних постоянно.

nn

Может быть это Василий Качусов (статья "Стройка без палаток"

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.