Вы не авторизованы, войдите или зарегистрируйтесь.

Календарь

Какой возрастной группе не хватает внимания в Черемушках?

Погода

Курсы валют

Страшная история 1967-го: почему рухнул мост через Енисей

22 ноября 2013 года, 13:32
Мост через Енисей сегодня
Рубрика: Происшествия.

Несколько месяцев назад на нашем сайте в комментариях к материалу об Аллее памяти в Черемушках (http://cheremushki19.ru/news/201305203505.html)была поднята одна важная тема, а вернее - упомянуто событие, тесно связанное с историей поселка и строительством ГЭС. Речь шла об обрушении моста (или, если быть точным, правобережной фермы моста) через Енисей. Было задано немало вопросов, начиная с даты трагедии, заканчивая количеством погибших. Читателями назывались даже некоторые подробности этого происшествия – однако не все из них подтвердились в ходе наших бесед с очевидцами тех событий почти полувековой давности.

Роковая пересмена

Начнем с даты. Обрушение фермы моста через Енисей произошло в декабре 1967 года. Алексей Андреевич Жемчужников, первопоселенец Черемушек, долгие годы возглавлявший поселок, большую часть жизни отдавший Саяно-Шушенской ГЭС – и в 60-х работавший электриком на месте строительства моста, называет точную дату: 9 декабря. Он прекрасно помнит тот день.

- Была суббота, я с утра на охоту пошел, - рассказывает Алексей Андреевич, - помню еще, глухаря тогда принес. Только сел ужинать – как ухнуло! Конструкции свалились на лед! Выскочил - а моста нет, остались только береговые пролеты. Мы, как были, сразу же помчались туда…

«Мы» - это и местные трудяги, создававшие дороги и прочую инфраструктуру для будущей ГЭС, и  представители абаканского Мостоотряда № 5, занимавшиеся непосредственно мостом, и разнорабочие.

Сам Жемчужников приехал на гремевшую по Союзу «стройку без палаток» в марте 1967-го, жил в общежитии в Майне. Вспоминает, что до места работы приходилось добираться на бортовой «Колхиде». Никакого асфальта не было и в помине, по берегу шла черновая дорога, при этом в районе Сойотки еще шла отсыпка и велись буровзрывные работы.

- Сюда еще успевали доехать, - вспоминает Алексей Андреевич, - а обратно – взорвут, и пока разгребут… Мы в лучшем случае только к девяти вечера домой возвращались…

В ноябре 1966 здесь высадилась с баржи бригада монтажников во главе с Виктором Ивановичем Усачевым, затем ставшим начальником участка №4. В районе метеостанции поставили восемь вагончиков, позже неподалеку появилась столовая «Белочка» (здание ее еще сохранилось возле нынешней электрокотельной). А рядом, в бревенчатом домике, открылся магазин «Бурундучок», просуществовавший очень долго. Отсюда же начали строиться деревянные дома – первое жилье в Черемушках, школа…

Но это позже. А тогда, в 1967 году, вагончики будущих создателей станции и строительные работы обеспечивала энергией одна-единственная переносная дизельная электростанция, в простонародье – жэска. Вот ее-то и обслуживал назначенный электриком Алексей Жемчужников.

 Своя жэска была и у приезжих мостоотрядовцев, которые имели отдельное хозяйство, занимались исключительно мостом и с местными строителями общались постольку-поскольку. Но, конечно, когда многотонная махина моста вместе с находившимися на нем людьми рухнула на лед замерзавшего тогда Енисея, на помощь помчались все до единого, не разбирая «наше» - «не наше».

К моменту трагедии четыре из пяти пролетов моста были уже готовы: три с левого берега и один с правого. Поверху шли рельсы для крана – на них и повис второй пролет, утянутый свалившимся третьим.

Случилось это, как вспоминает Алексей Жемчужников, вечером, в начале пятого: как раз была пересмена, и на мосту встретились две бригады – 21 человек.

- На мосту вообще столько и не бывает - просто пересмена была, дела передавали. Плюс начальник снабжения приехал, захотел взглянуть, как идет строительство, - рассказывает Алексей Андреевич. - И сразу после пересмены начали подымать третий пролет – он стоял на временных опорах, нужно было поставить его на постоянные – уже подготовленные. А пролет соскользнул с домкратов (его поднимали большими гидравлическими домкратами) и с бычка. И поскольку мост был не на сварке, а  на заклепках (такая технология тогда применялась) и поверху шли рельсы для крана, то эта третья секция потянула за собой вторую, на которой, скорее всего, люди и находились.

В воде оказалось около 18 человек, бригадир сиганул сверху и выплыл, а электрик так и утонул в своей будке, не смог выбраться – когда его вытащили, он примерз головою к потолку…

Еще одному строителю балкой моста придавало ноги, и он умолял отрубить ему их. Но никто не решился – страшно было калечить живого человека. Все, что могли сделать, – это поить несчастного самогонкой все время, пока долбили ломиками лед, пытаясь его освободить. Но все оказалось напрасно: мужчина умер от переохлаждения. А может, и от потери крови или болевого шока. Или всего вместе – причин хватало, одна другой хлеще.

После трагедии

- О причинах  обрушения нам никто ничего не сообщал, - говорит Жумчужников. – Да и кто с нами особо станет разговаривать - с простыми работягами? Мы спасательные работы провели, что могли - сделали. Тогда еще, помню, первый секретарь Красноярского крайкома Кокорев приехал, поблагодарил, даже премии выписал нам за спасательные работы. Хотя, конечно, не в них было дело…

Среди 14 погибших большинство, понятное дело, было из Абакана, туда их и повезли хоронить. В наших местах похоронены лишь двое: рабочие Ханов (его могила находилась в родном для него Пойлове, деревне, в то время насчитывавшей 16 дворов, позже снесенной) и Лисов – его погребли на Уйском кладбище (которое, по справедливому замечанию наших читателей, тогда только «начиналось»).

Полного списка погибших нам не удалось найти даже в самом мостоотряде (он существует до сих пор, правда, называется немного иначе: Мостоотряд №91, Абаканский филиал ОАО «Сибмост»), куда мы приехали в надеже встретиться с очевидцами тех страшных событий. В надежде, впрочем, довольно слабой: как-никак 46 лет прошло.

Так и оказалось: большинство строителей моста, призванного соединить левый берег Енисея с правым и с располагавшейся на нем промбазой (бетонным, растворным заводами, гравийно-сортировочным хозяйством, которым надлежало в ближайшем будущем обеспечивать нужды строящейся станции) умерло либо было в силу преклонного возраста и болезни не в состоянии общаться с журналистами.

Зато нам удалось побеседовать с Валентиной Ивановной Ермолаевой, в девичестве Гавриловой, в 1967 году работавшей помощником повара в столовой Мостоотряда в строящихся Черемушках (позже она получит образование, станет мастером на бетонном заводе, председателем мостоотрядовского профкома и начальником отдела охраны труда).

В день, когда рухнула правобережная ферма  моста, Валентина Ивановна была в Абакане на выходном, но в Черемушки она попала буквально через день после случившегося и, вспоминая, кажется, до сих пор ощущает ту атмосферу страшной трагедии, унесшей жизни стольких людей.

- Практически все первые строители моста погибли, - говорит она. – В живых остались крановщик, мы его дядя Ваня звали, - упал вместе с краном и долго в больнице потом лежал, нагревальщица клепок, Ольга Ивановна Богданова, - она упала в горячий горн, обожглась сильно, но выжила. Кто еще – уже не вспомню. Первый костяк мостоотряда приехал с Украины, и после всего случившегося почти все они вернулись на родину.

Если бы не тогдашний наш начальник Павел Николаевич Козлович – личность легендарная, штурмовой мужик, поднявший коллектив и само предприятие, - неизвестно, что бы с нашим Мостоотрядом сейчас было. Настроение царило – сами понимаете…

 К слову, Валентина Ивановна подчеркнула, что тогдашнее руководство предприятия всем семьям погибших оказало необходимую поддержку – помогли и с жильем, и с лечением, и с отдыхом детей.

- Правда, семейных было мало, - говорит Валентина Ивановна. – В тот день на мосту молодых много погибло, которые и детьми-то еще не успели обзавестись. Один вообще студент - из Томского института, Власов Петя, хороший парень, на преддипломную практику приехал… Его только летом нашли, но тоже у нас хоронили – родители его жили в Абакане.

У нас тогда был старый клуб внизу, там стояло 11 гробов. И процессия собралась такая, что когда первый гроб уже доставили на кладбище, последний еще не выносили – столько было народу. Весь Абакан хоронил! Перекрывали дорогу и почетный караул устроили... И похороны, и памятники, и поминки – все полностью оплачивал Мостоотряд.

И место происшествия, и похороны, по словам Ермолаевой, снимали работники тогда еще молодого телевидения – в основном, правда, столичные. Даже по «Голосу Америки» о случившемся передавали (правда, число жертв здесь выросло не то до 114, не то до 140 человек – видимо, репортерам 14 погибших показалось маловато).

В местных газетах, замечает женщина, тоже что-то вроде бы писали, порой изрядно приукрашивая. Что именно – уже и не вспомнить, но и без газет случившееся навсегда впечаталось в память. Никакого секрета из случившегося не делали и работников «никому не рассказывать» не просили.

Не раз на место трагедии приезжали столичные комиссии, иногда состоящие из следователей, иногда – из проектировщиков и ученых.

- Помню, привозили одного очень пожилого профессора – буквально под руки его водили, - говорит Валентина Ивановна, - фамилию забыла, но я, когда высшее образование получала (по специальности как раз «Мосты и тоннели»), мы по его книгам учились.

Когда мост обрушился, разговор такой шел, - в детали я не вдалась, тогда не соображала еще ничего, - что конструкции на этом мосту были облегченные: шло новое веяние в мостостроении - экономия  металла. Как известно, на момент аварии уже смонтировали три пролета, на один из них – третий от берега - сгрузили плиты проезжей части, они, как я потом узнала, работая здесь, в мостоотряде, на бетонном заводе, тяжелые - более четырех тонн каждая. В этот же период сняли временные связи, которые были проложены поверху, плюс ветра тогда дули сильные. Мост начал трещать: он двое суток трещал, заклепки не выдерживали, видимо, - лопались. И как раз в день, когда все это произошло, бригадир ночной бригады полез посмотреть, что там трещит, и в это момент мост рухнул, и ему буквально полголовы обломками снесло. Жутко просто…

Потом комиссия вынесла вердикт: нарушение технологического процесса. Начальнику участка и начальнику техотдела дали по три года лишения свободы. Насколько они были виновны в случившемся, судить, спустя почти полстолетия, сложно, да и надо ли? Ведь этих людей давно уже нет в живых.

А тогда ликвидировать последствия аварии приезжали кессонщики и газорезчики,  с Украины прислали целый спасательно-восстановительный поезд. Резали металл прямо под ледяной водой, доставали покореженные конструкции, цепляя их катером (крупной техники не было) – спешили уложиться в два месяца, весной вода бы все унесла…

Мост есть. И есть память

Успели. И вновь, по весенней распутице («Грязи было выше колес «Кировца», а он с меня ростом», - говорит Валентина Ивановна), принялись за строительство моста.  И вот 12 сентября 1968 года мост был завершен, по нему прошлась колонна машин, и отряд Ильи Васильевича Кожуры сбросил в воду символический камень. Промбаза, к которой вел мост, просуществовала до конца строительства ГЭС.

Со временем трагедия, произошедшая 9 декабря 1967 года, подзабылась. И вот уже многие из нас вынуждены признаваться, что ничего не знают об обрушении моста 46 лет назад.

Но ведь это неправильно! Потому так и радеют наши общественники, среди которых журналист Владимир Филатов и уже названный нами Алексей Жемчужников, за создание в поселке музея истории Черемушек и неотъемлемой части поселка, Саяно-Шушенской ГЭС. Понятно, что на самой станции музей ГЭС уже имеется, но ведь станция – объект режимный, закрытый, а в музей люди должны попадать беспрепятственно.

Поэтому и мечтают энтузиасты показать живую историю родного поселка и рассказать языком экспозиций в том числе и о тех, кто ушел из жизни, не увидев, как хорошеют нынче Черемушки. В память о погибших во время строительства моста не осталось даже мемориальной доски. И вот прошло несколько десятилетий, а о них уже почти никто не помнит.  Чтобы не случилось такого с теми, кто погиб на СШ ГЭС 17 августа 2009 года, в будущем музее, убеждены общественники, необходимо создать Зал памяти.

Однажды на нашем сайте кто-то из читателей с неодобрением заметил: дескать, превратили в Черемушки в сплошной мемориал. Но ведь отворачиваться от истории, даже печальной, по меньшей мере стыдно. Ведь носят же улицы в сотнях российских городов имена павших за родину, играют же дети во множестве скверов с памятниками героям военных и мирных эпизодов нашей истории. И правильно.

Тем более что тут, если идея с музеем и с Залом памяти будет-таки реализована, предаваться печальным мыслям (как и требовали некоторые наши читатели, осуждая Аллею памяти погибших в аварии на ГЭС в 2009 году), можно будет «в строго отведенном месте», никому не мешая и не оскорбляя ничьих чувств.

Впрочем, музей поселка – тема отдельная, к которой мы, скорее всего, еще вернемся.

Первые шаги, правда, в этом направлении уже сделаны юными энтузиастами-семиклассниками школы №1 и их руководителем, учителем русского языка и литературы, Ириной Красновой, создавшими в родном учебном заведении музей истории поселка и ГЭС. Сейчас, пока в первой школе ремонт, музей не работает, но в обновленной школе ему непременно найдется место.

Что же касается событий, описанных в данном материале, то мы хотим сказать спасибо вам, дорогие читатели, за то, что подняли эту тему. Пусть это и не мемориальная доска, но хоть что-то. Забывать о таких вещах нельзя. Нужно помнить – и жить дальше.

Анна ПАВЛОВА

ГостьКонечно

За то, что ни в "Советской Хакасии", ни в газете Бейского района не было ни словом - ни пол-словом не сказано об обрушении моста через Енисей в Черёмушках ----- отвечаю! Сама (лично) просмотрела местные газеты за декабрь месяц того года! Так что...
Газетный архив в республиканской библиотеке открыт для всех желающих. Посмотрите сами.

ГостьКонечно

А про "Голос Америки" ----- вообще!!! Ни в какие ворота...

ГостьКонечно

Архив "Голоса Америки" (свободный доступ в интернете) за период с 9 дек. по 31 дек.1967г. на запросы "мост через Енисей", "СШ ГЭС" выдаёт " обнаружено 0 записей". Попробуйте сами!

ГостьКонечно

Для тех, кто не понял: для работы с событиями прошлого НЕДОСТАТОЧНО воспоминаний очевидцев. Нужны ДОКУМЕНТЫ. Отсутствие информации касательно проишествий такого рода, как обрушение моста, повлекшее за собой человеческие жертвы в официальных источниках того времени - это ФАКТ. ФАКТ!
Возможно, соответствующие документы есть в республиканском архиве. Сделайте заявку на документы Бейского райкома КПСС.

ГостьКонечно

Найдите ветерана, у которого был на тот момент приёмник, работающий на коротких волнах, который слушал по ночам "вражеские голоса"... Потому как СВОБОДНО эти голоса во времена СССР слушать мог далеко не каждый гражданин! Во-1, приёмников таких (с диапазоном 20-25 м.) было ноль-повдоль: радио-любители, сами собравшие приёмник, или блатные, имеющие импортные; во-2, "голоса" эти глушились нещадно; в-3, можно было и схлопотать от соответствующих органов по кумполу за прослушивание.

Не в сети
Регистрация: 30.11.2012

Для тех, кто не понял: НЕ ЭТО ГЛАВНОЕ в тексте. Успокойтесь уже, пожалуйста.Ред.

филиппок

Неужели так важен для нашей памяти, памяти тех кто в это время работал рядом с погибшими, этот "Голос Америки"? Мадам, Вы поспрашивайте у строителей ГЭС и объектов строявшихся рядом, только эти жертвы принесены этому строительству?

ГостьКонечно

Так и знала, что за недостатком аргументов на меня навешают собак "непатриотизма". Если ЭТО не важно, то к чему об ЭТОМ нужно было писать в рассказе об обрушении? Вы поставили меня в неловкое положение, опровергая мои слова свидетельствами очевидцев. Я защищаюсь. При этом, прошу заметить, аргументированно, указывая те источники информации, ктр. воспользовалась сама. Они доступны ВСЕМ.
Далее: лично Филиппку. Разве я подвергала сомнению РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ во время строительства ГЭС? Где? Укажите.
Информация ДОЛЖНА проверяться. В ТАКИХ случаях - особенно. А то раз неточность, два неточность... Что получается-то в итоге? Разговор двух рыночных продавцов получается.

филиппок

Разве слова, воспоминания очевидцев тех времен, требуют проверки их правдивости. С каких это пор "Голос Америки" стал рупором этой правдивости? Для Вас-возможно, но не для меня.

Не в сети
Регистрация: 30.11.2012

Уважаемая ГостьКонечно,наша задача была рассказать людям о событиях 67 года, и мы это сделали. Ибо на сайте в комментариях встречалось немало выдумок и неподтвержденных предположений по поводу той трагедии: и поезд там падал, и целый мост, и вообще это было в 80-х. Вы говорите: все должно быть подтверждено документально. Очень может быть. Но вы сами же и заявляете,что в той же местной прессе нигде про случившееся не писалось, а значит, и подтверждения нет.Возможно, трагедия описана где-то в архивах следственных комиссий, но, увы, к ним у нас нет доступа. Это, по-вашему, видимо, должно означать,что все,что рассказали ветераны, - выдумка и еще надо выяснять, было там вообще что-то или нет?
Вы прицепились (извините, не могу синонимов более благозвучных подобрать) к одной фразе про публикации в прессе, хотя это такая ерунда по сравнению со всем тем,что рассказали нам ветераны. Из всей трагедии, из всех страшных событий, из всей истории вас тронуло только то,что журналисты - ха-ха! - накосячили, написав про публикации в прессе, которых, возможно. и не было. Смешно даже. В конце концов, прошло почти 50 лет, возможно, наши герои читали более поздние публикации, вышедшие десятилетия спустя, и, разумеется, они не могут помнить ни номер, ни даже название газеты. Помнили только: читали где-то когда-то.Возможно, эта тема поднималась вообще в центральной прессе - и что же, перелопачивать архивы всех "Правд", "Комсомольских правд", "Трудов" за 50 лет? Увольте. Нам это , признаться, вообще не важно. Главное , повторюсь, для нас было - рассказать, как все произошло в 67 и, в отличие от вас, у нас нет оснований не верить очевидцам. А документы?Их и подделать можно. Вы провели серьезную работу, это достойно уважения. Жаль только ,что по такому пустячному поводу.Ред.

ГостьКонечно

Почему вы так остро реагируете на мою критику, Apryatkina? И всё-время пытаетесь перевести разговор в русло "важно- не важно"? Понимаете, такие истории, как обрушение моста не нуждаются в красном словце, что нашли, то и нашли, то и публикуйте, без "расцвечивания"?! Понимаете, если ваша задача рассказать о событии, то это не значит, что при несомненной подлинности факта вы можете "оживлять" его сомнительными подробностями.

ГостьКонечно

Филиппок, вы прочли мой вопрос? Прежде, чем отвечать в том контексте, в каком ответили вы? Не ставьте себя в смешное положение!
Повторюсь для Филиппка (специально): я высказала недоумение по поводу разговоров о публикации информации об обрушении моста в прессе, поскольку такого рода информация во времена СССР была табуирована. И -- ВСЁ!!! Филиппок, Филиппок...

ГостьКонечно

Филиппку:
Безусловно, для разговоров на лавочке или в бане нет необходимости в проверке воспоминаний очевидцев. Для публикации (в т.ч. в интернете) они нужны. Если же такая информация по каким-либо причинам не может быть отнесена к однозначно трактуемой, публикации нужно избежать. В статье об обрушении информация об особенностях прессы того времени была в общем-то излишней. Для чего она появилась на свет? Да ещё в таком зыбком статусе?

ГостьКонечно

Филиппок, для вас повторяюсь:информация НЕ об обрушении моста, НО о прессе времён СССР!

ГостьКонечно

И ещё. Уважаемая Apryatkina, не нужно называть работу, ктр. я провела, "работой по ничтожному поводу".

Аватар пользователя Analytic
Не в сети
Регистрация: 31.01.2011

В тот период, в разгар «холодной войны», «Голос Америки» обязательно «не приминул раструбить об этой аварии на весь мир». Но это так, к слову. В те времена в СССР, в системе каждого министерства во всех подразделений доводились приказы (причём под роспись каждого работника в специальном журнале) «о несчастных случаях со смертельным исходом». Я, конечно, выразился утрированно, но такую информацию «о несчастных случаях» и причинах их возникновения старались довести до каждого работника министерства, чтобы в дальнейшем исключить подобные трагедии. Так что подобный приказ, по всей видимости, до сих пор, хранится в «недрах» соответствующего министерства. Я, прожил более 10 лет в Черёмушках, и неоднократно проезжал по этому мосту, и только сейчас, благодаря этой публикации, ознакомился с историей строительства моста через Енисей. И я хочу выразить благодарность автору и всем людям, принявших участие в создании этого материала.

ася

Спасибо за рассказ!!!!!!!!!! На вопли "самых умных" вы уж,пожалуйста,не обращайте внимания.

Не в сети
Регистрация: 14.02.2011

Мне родители расказывали что часть моста при строительстве падала и были жертвы. Расказ интересный спасибо, много не знал !!!!

филиппок

Мадам у нас, пока,еще много людей причастных к истории нашей страны. Они своими руками, головой ее творили.Они живут рядом с нами. Нужно не искать подтверждения того или иного факта, а черпать, что еще можно познать. Людям надо верить.Не надо ссылаться на прессу СССР или сегоднишнюю.На СШ ГЭС есть доска с фамилиями 100 человек отличившимися при ее строительстве и там всего одна фамилия женщины. Кто она?Спросите у "Голоса", проведите работу.

Гость из прошлого

Здравствуйте! Большое спасибо за статью, сегодня искала информацию в яндексе, об этой трагедии и вышла на вашу статью. Мой брат Дымов Михаил Васильевич в возрасте 19 лет погиб в Черёмушках, он был там на предипломной практике, заканчивал НЭМТ в Новосибирске, а мы с мамой жили в Абакане, ещё 3 брата тоже учились в Новосибирке, эта трагедия полностью изменила нашу жизнь... Эта боль до сих пор в сердцах и душах наших... Мише пророчили большое будущее великого математика, а его жизнь так нелепо прервалась. Его нашли и похоронили только в июле месяце1968 года, это был самый страшиный период безвремения и надежд...но увы... Ещё раз благодарю от имени нашей семьи за статью и память об этой трагедии.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.